Новое на сайте

Популярное

Александр Торопцев. Пирамида власти. Русь-Россия (Книга) - Глава III. Раннее Средневековье. IV-VIII вв.

E-mail Печать PDF
Оценка пользователей: / 11
ПлохоОтлично 
Оглавление
Александр Торопцев. Пирамида власти. Русь-Россия (Книга)
Глава I. Вводная. (О Пирамиде власти)
Глава II. Древний мир
Восточная Европа. VIII вв. до н.э. – IV вв. н.э
Глава III. Раннее Средневековье. IV-VIII вв.
Глава IV. Время викингов. IX-XI вв.
Глава V. Мировая распря. XI-XV вв.
Глава VI. Русское государство. XVI-XVII вв.
Дело первопроходцев и наша книга
Глава VII. Век России. XVIII в.
Глава VIII. Самые революционные 150 лет
Оглавление
Все страницы

 

Глава III. Раннее Средневековье. IV-VIII вв.

Готы

Готы обитали на Скандинавском полуострове. В IV-II вв. до н.э. самые воинственные из них переплыли на трех кораблях Балтийское море, стали обживать новые места, менее суровые, чем на бывшей родине.

В II-I вв. готы осели в среднем течении Вислы, затем пошли дальше на юг - к Черному и Азовскому морям. К этому времени сарматы заметно ослабли. Новые пришельцы, разделившись на острогов и вестготов, без особого труда овладели северо-западным Причерноморьем. Они заняли земли, которые издавна притягивали сначала греков, затем римлян, византийцев и - всегда! - кочующие по огромной дикой степи племен и народов. Благодатный уголок земного шара. Удержать его можно было только с оружием в руках.

Но ждать, пока другие племена и государства будут нападать на них, готы не стали. Они сами пошли в атаку. В III, IV вв. н.э. эры они воевали с южными соседями, подточили силы Римской империи, которая разделилась в IV в. на два государства. Они добили Западную Римскую империю и стали организовывать на востоке Европы свое государство.  Эрманарих, гот, создал, как говорит историк Иордан, могучую державу.

Восточной границей якобы существовавшей державы готов была Волга, северной - Балтийское море, западной - Карпаты, южной - Черное и Азовское моря. Десятки племен и народов входили, если верить Иордану, в государство Эрманариха. По размерам оно не уступало Византийской империи.

Современные историки по-разному относятся к этим утверждениям. Некоторые считают, что государство Эрманариха существовало в 350-376 гг. н.э., другие отрицают саму возможность создания такого государства, третьи говорят, что Эрманарих мог возглавить некий довольно-таки хрупкий союз племен. Кто из этих ученых прав?

Византийский историк и политический деятель Прокопий Кесарийский, который жил и работал в VI в., приблизительно в тоже время, что и Иордан, описывая войны Византии со многими странами, племенами и народами, в том числе и с готами, о державе Эрманариха не говорит в восторженных тонах. Зато о племенах славян и антов он упоминает неоднократно. "Издревле, - говорит он, - племена славян и антов жили в народоправстве (демократии), где счастье и несчастье считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы". (Прокопий из Кесарии.Война с готами. Пер. с греч. С. П. Кондратьева. М., 1950. С. 297). Издревле. Что это значит для человека, живущего в середине VI в.? Не пять же или десять лет назад! Но - издревле - хотя бы 100-150 лет назад, то есть в те годы, когда существовало, по Иордану, могучее готское государство. И, если опять же верить Прокопию, то славяне и анты были народами очень свободолюбивыми, они выбирали себе вождей, могли сбрасывать их в любое время с "престола" и ... вряд ли такие люди захотели бы подчиниться готам, Эрманариху. Об этом говорит хотя бы тот факт, что созданный готами союз племен - хрупкий, непрочный, рассыпался вмиг, как только появилась в степи новая сила: хунны.

 

Краткая хронология

В IV - VI-VIII вв. — первые политические объединения восточных славян.

Анты - применявшееся византийскими писателями VI-VII вв. название восточно-славянских племен в IV-VII вв. Возможно, что это - видоизменение общеславянского имени "венты", "вяты". Впервые название "ант" встречается в одной из керченских надписей III в. н. э. Основные сведения по истории антов содержатся в работах писателей VI-VII вв.: Прокопия, Иордана, Агафия, Менандра, Феофилакта, Псевдо-Маврикия, Феофана. Точные географические границы применения наименования антов нельзя определить; наиболее важной исторически была область лесостепи от Карпат до Северского Донца, где известна т. н. "черняховская культура", которую, по мнению многих исследователей, можно в основной части связывать с антами. "Антские" племена лесной зоны жили в IV-VI вв. в условиях первобытнообщинного строя, а в лесостепной зоне у антов, вероятно, уже возникали классовые отношения. Анты в лесостепи знали развитое земледелие, оседлое скотоводство, добычу и обработку железа, высокоразвитое гончарство, основанное на технике гончарного круга, ювелирное ремесло, обработку камня, кости, ткачество и др. отрасли производства. Ремесло уже отделилось от сельского хозяйства; известен ряд ремесленных мастерских (железоделательных, гончарных, ювелирных), работавших на продажу. Росла внутренняя торговля и внешняя (в частности, с Римской империей); возникло денежное обращение, для чего использовались серебряные римские монеты. На землях антов встречается много римских вещей (монеты, амфоры, стеклянные, металлические и керамическая посуда, ювелирные изделия и др.). Для антского общества характерна сельская община. Археологам известны обширные открытые, лишенные укреплений поселения антов, состоявшие из ряда отдельных домохозяйств. Имущественное расслоение прослеживается по кладам монет и драгоценных вещей (т. н. Антские клады). Большого развития достигло рабовладение, причем принудительный труд рабов использовался непосредственно в хозяйстве. Византийские историки пишут о десятках тысяч военнопленных, захватывавшихся антами, но рабы у них пребывали в более мягких формах зависимости, чем в Византии. В III-IV вв. у антов складывалось государство, не получившее завершения. В источниках VI-VII вв. упоминаются деятели антов: князья ("рексы") Боз, Ардагаст, Пирагост; дипломат Мезамир; вельможи Идарий, Келагаст; полководцы Хильбудий, Доброгаст, Всегорд и т. д. Предполагают, что имя Боза было известно автору "Слова о полку Игореве", вспоминавшему "время Бусово". По сведениям Прокопия, Менандра и др., анты имели сильную военную организацию, выставляли войско в несколько десятков тысяч воинов (что, видимо, преувеличено). В IV в. анты вели упорную борьбу с готской державой Германариха. В 385 г. готский король Винитар (Витимир) стремился подчинить антов, но потерпел поражение. Позже он захватил в плен князя Боза и казнил его вместе с сыновьями и 70 вельможами. С нач. VI в. анты вместе с родственными им склавинами вели наступление на балканские владения Византии. Во время войны 550-551 часть антов и склавинов осталась на Балканах. С этого времени быстро развивается славянская колонизация Балкан. С кон. VI в. анты вели войны с аварами. Имя анты в нач. VII в. перестало упоминаться в источниках. Их место заняло новое и более обширное объединение - Русь, ядро которого совпадало с наиболее развитыми землями антов.

В середине VII в. — возникновение в низовьях Волги Хазарского каганата (существовал до конца X века).

 

Споры (Рассеянные)

В одном из рассказов Прокопий поведал о подвиге славянина-разведчика, продемонстрировавшего не только героизм, но и воинскую выучку. Да еще какую! Такому подвигу могли бы позавидовать все спецназовцы и ниндзя. Но откуда узнал разведчик секреты единоборства, если не один историк не пишет о том, что в те далекие века в Европе существовали монастыри типа Шаолинь, другие центры подготовки высококлассных разведчиков, бойцов-поединщиков? Кто обучил славянина приемам, очень схожим с теми, которые в XX в. демонстрируют дзюдоисты, ушуисты и прочие любители "честно подраться" и также честно отправить человека в тяжелейший нокаут, а то и свернуть ему шею?

Вопрос этот остался за пределами изучения теоретиков всевозможных школ боевого искусства и мирных историков, поэтому, отвечая на него, мы можем предположить одну из своих версий... происхождения славян! Так великолепно владеть секретами боевого искусства могли только люди, вынужденные ежедневно, ежечасно и ежеминутно думать о сохранении жизни в тяжелейших "природных условиях", о постоянных "природных врагах", которых в избытке у людей, обитающих в лесостепях, либо в лесу и добывающих себе пищу собирательством, охотой, бортничеством, рыболовством. Очень тяжелая жизнь у таких людей, хотя и очень интересная. Надо быть готовым в любую секунду броситься на врага: на медведя ли с рогатиной, на волка - с дротиком, на рысь, а то и на буйвола... В степи врагов тоже немало, можно возразить, там тоже есть бойцы, что надо. Да-да! Конечно же. И войны, которые вели степные народы на протяжении всей истории человечества, доказывают это. Прекрасные воины - степняки! Но в степи враг, как правило (если дело происходит днем), не нападет на человека мгновенно, внезапно, предоставляет противнику хоть несколько мгновений для смертельной схватки. Лес требует от бойца исключительной подготовки, ежесекундного напряжения воли, энергии, сил.

Но уж если мы пошли от Прокопия Кесарийского, то надо вспомнить, что он сам говорил о славянах и антах:

"...И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один из богов, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят гадание. Живут они в жалких хижинах на больших расстояниях друг от друга, и все они часто меняют места жительства. Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами в руках, панцирей они не надевают; иные не носят ни рубашек (хитонов), ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом на бедрах, и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и других один и тот же язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них очень белый или золотистый и не совсем черный, но все они темно-красные. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый, без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и не злобные, но по всей чистоте сохраняют гуннские нравы..."

Абракадабра какая-то! Если верить Прокопию, то славян можно представить себе и скифами, и гуннами, и Бог знает кем. Но вот что дальше пишет историк: ..."И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. В древности оба эти племени называли спорами ("рассеянными"), думаю, потому что жили они, занимая страну "спораден", рассеянно. Поэтому им и земли занимать надо много. Они живут, занимая большую часть берега Истра по ту сторону реки".

"Рассеянные". Как роса по траве. И это тоже странное сравнение. Бьются ученые, пытаясь выяснить и доказать, откуда же появилось само слово "Русь". Русы. Русские. А затем и Россия, по которой рассеялись племена славян и антов, русские люди. Разные в этом вопросе версии и доказательства. Но... беловолосые головы предки тех, кого сейчас весь мир называет русскими, были так похожи на росинки, рассеянные по траве под вечерней луной!

Эти и другие факты являются  для меня лично вполне логичным доказательством (не обоснованием, а доказательством!) того, что в Восточной Европе с VIII-VI вв. до н.э. по VI-VIII вв. н. э. существовало государственное образование, скрепляющее местные племена в единое, пусть и рассеянное, но крепкое целое.

 

Исход славян из Восточной Европы

Во второй пол. VI в. усилился натиск славянских племен на Балканы. На полуострове появились первые славянские поселенцы. Сложные отношения были у славян с их союзниками - аварами. В 570-х гг. аварский каган потребовал от них дани. Вождь славян Добрит ответил: "Мы привыкли покорять других, при этом и останемся, пока есть на свете война и меч". Каган возмутился, но славяне разгромили аваров в сражении, и он на время успокоился.

Вскоре славяне опустошили Фракию, Македонию, Фессалию. Император Тиверий попросил вождя аваров за награду сокрушить славян. Авары деньги получили, ходили походом на славян, но вреда им не нанесли. В 584 г. славяне начали новую большую войну, подступили к Длинным стенам, сооруженным вокруг Константинополя для защиты от набегов дерзких врагов. Полководец Коментиол спас столицу империи, отразил атаки противника, но славяне продолжали активно заселять полуостров, продвигаясь на юг.

В 591 г., закончив войну с персами, император Маврикий послал на северо-западный фронт лучших полководцев, пытался с помощью денег уговорить племена склавинов напасть на племена антов, хотел уничтожить славян славянами же. Не получилось. Склавины отказались от денег.

Византийское войско неоднократно переходило Дунай, но, теряя много людей, уходило восвояси. В 597 г. славяне штурмовали Фессалоники, стратегический важный город. Крепость взять не удалось. Но военных специалистов поразило то, что славяне стали применять новейшую военную технику. Раньше они плохо брали крепости, не имея навыков и технического обеспечения. Теперь славяне прекрасно разбирались в осадной технике. Византийская империя оказалась в тяжелом положении.

В 599 г. ромеи воевали уже и с варварами. Каган Баян победил Коментиона. В 601 г. аваро-славянское войско разгромил другой византийский полководец, Приск. Одних только пленных победители взяли 17 тысяч, из них славян - 8 тысяч...

В 602 г. Маврикий послал за Дунай крупную армию Петра. Императору нужно было уничтожить славян, которые доходили в своих набегах до Пелопоннеса, могли взять Константинополь. Отряд Гудуина перешел на левый берег Дуная, провел несколько успешных операций. Но денег в казне не хватало, чтобы расплатиться с войском, а война еще не закончилась. Император приказал Петру перевести войско на левый берег, зимовать на территории славян, теребить их постоянно, грабить, разорять. Все награбленное он разрешил воинам оставлять себе в качестве оплаты. Воины встретили приказ холодно. Начались волнения. Солдаты отказывались строить лодки и плоты для переправы. Петр понимал их: зимой воевать сложно. Но и ослушаться императора он не мог, хотя и пытался уговорить его отменить свой же собственный приказ. Но он потребовал перейти Дунай, продолжить боевые действия.

И тогда воины взбунтовались.

Мятеж возглавил Фока, жестокий, решительный в действии военачальник. Солдаты провозгласили его императором. Он свергнул Маврикия.

Император Фока, как и его предшественник, отдавал много сил в борьбе со славянами, которые в 623 г. достигли на ладьях острова Крит, разграбили его, а в 626 г. атаковали на лодках-однодеревках Константинополь. Но неудачно. Вот - моноксилы! Эти лодки изготовлялись мастерами только в лесах, расположенных значительно выше Киева. Историки VI-VII вв. ничего не пишут о том, покупали ли моноксилы славяне у кого-то или же мастерили их сами, но то, что однодеревка, сработанная из огромных деревьев, использовалась в военных походах славянами, не отрицает ни один ученый. Между прочим, такие лодки строить за год - два не научишься! А уж ходить на них по строптивым рекам да по буйным морям и тем более. Тут время нужно. Века...

В 642 г. славянский флот дошел до Апулии в Южной Италии. Дерзость и отвага воинов поражали всех. В конце VII в. на Балканах было так много славян, что Юстиниан II, проводивший политику компромисса, сформировал из них армию в 30 тысяч человек. Но и на Балканах пришельцам не хватило места. В 762 г. с полуострова в Малую Азию переселилось 208 тысяч славян. Они образовали там колонию.

Около 750 — ранние постройки Старой Ладоги.

Около 790русы новгородского князя Бравлина нападают на укреплённый город Сурож (Судак).

В VII-VIII вв. давление славян ослабло. Оно вспыхнуло с новой силой в IX в., когда сформировалось в восточнославянских землях в Приднестровье государство - руссов.

В 839 г. русы прислали послов в столицу империи. В те же годы "были нашествия варваров, Руси, на южное побережье Черного моря". Русы, как и викинги в те же века, не щадили никого, брали все, что представляло ценность. Византийская Амастрида на берегу Черного моря, и города Крыма были разграблены, разорены.

 

Почему сильные и воинственные люди и племена покидали родные земли?

Первой и главной причиной миграции племён в Древние и Средние века были, по общему признанию историков, климатические метаморфозы. Шумеры, аккадцы, ассирийцы, многие племена Великой степи…

Но была и другая причина миграции племен и крупных военных походов. Сначала скифы создали крупнейшее государственно образование в Восточной Европе, затем они стали осуществлять крупнейшие военные походы, в том числе и в Малую Азию, и в Междуречье.

Сначала Кир II Великий основал крупнейшую Персидскую державу, затем Ахемениды стали организовывать крупнейшие походы в Центральную Азию, на Север Причерноморья, в Египет и т.д.

До того момента, пока в арабском мире не появился Мухаммад, создавший мусульманскую религию и сильнейшее государство, ни один полководец или крупный государственник Аравийского полуострова не решался на грандиозные военные мероприятия.

Чингисхан повёл тумэны из долины рек Орхон, Керулен и Онон на Юг, Восток, Север и Запад еще и потому, что созданное им централизованное военизированное государство не могло содержать бездействующее сильное войско.

Нити Крестовых походов брали своё начало из хорошо структурированных государств.

Конкистадоры покидали родные земли и государства еще и потому, что сильным воинам и смелым людям не достались достойные места и должности.

Сначала маньчжуры создали крепкое государство, затем Абахай и Нурхаци повели войска в Поднебесную.

Подобных примеров в мировой истории множество. Они обосновывают мысль о том, что одной из главных причин многолетних крупных военных походов является недовольство своей жизнью в родном государстве сильных людей, готовых ради наживы и славы, и повышения личного социального статуса уходить в дальние страны воевать, завоёвывать, подчинять, богатеть.

На мой взгляд, то же самое случилось и с племенами славян в VI – начале IX вв., когда они ринулись из благодатных лесных и лесостепных стран Восточной Европы на Юг. Я уверен, что причинный алгоритм этого явления был очень похож на перечисленные выше события мировой военной истории. Создание сильного централизованного государства (государственного образования) – скопление (как результат этого) сильных воинов – их недовольство своим положением – недовольство же ими со стороны тех, кому досталось «место под солнцем» - военных исход, как решение всех задач: и оставшимся хорошо, и ушедшим небезнадежно.

Эти рассуждения являются еще одним, на мой взгляд, убедительным доказательством того, что в лесных и лесостепных зонах Восточной Европы уже в VI-VIII вв. функционировало государственное объединение.

Словарик

Вече (от «вещать» – говорить, в летописи впервые упоминается под 997 г.), форма коллективного волеизъявления, высшая власть в Древней Руси, народное собрание для обсуждения и решения важных общих дел. Ведению вече подлежали вопросы войны и мира, призвания и изгнания князей, выборы и смещение представителей администрации, судебного и военного управления (посадников, тысяцких и др.), заключение договоров с другими землями и княжествами, наделение землей и привилегиями, принятие законов. Вечевые собрания созывались обычно по звону вечевого колокола по инициативе властей или самого населения, они не имели определенной периодичности. Решения принимались без голосования, путем одобрения того или иного предложения всех присутствующих криком. Вече имело постоянное место сбора. Со 2-й половины XIV 1-й половины XV в. вече – собрание городского непривилегированного городского населения в моменты безвластия и безвременья. К началу XVI в. В. было повсюду упразднено.

Вождизм – тип властных отношений, основанный на личной преданности персоне, обладающей верховной властью в жестко централизованных обществах. Вождизм существует в виде иерархии учреждений власти корпоративного характера.

Вождь – глава племени или вождества.Существовали различные типы вождей: глава совета старейшин или народного собрания, военный вождь (который мог избираться только на время военных действий), наследственный вождь, вождь-жрец.

Переход от раннего первобытного общества к позднему был связан с появлением избыточного продукта и системы его перераспределения. Такая система в этнографической литературе получила наименование престижной экономики, так как перераспределение происходило в форме даров во время особых торжеств, на которые одна община приглашала членов других.

Чем больше человек дарил, тем выше был его статус. Люди, стремившиеся ко все большему и большему престижу, начали создавать системы отношений, в которых они дарили не только созданное ими самими, но и полученное от других людей. Такие системы могли охватывать всех членов позднепервобытной общины, а люди, стоявшие в центре таких систем, становились единоличными лидерами общины.

Для обозначения мужчин, пользующихся большим авторитетом и влиянием и фактически являющихся предводителями общин в этнографической литературе используется термин «бигмен». Статус бигменов сначала не наследовался, но затем в определенных родственных группах возникала тенденция к монополизации бигменства. Однако соперничество между отдельными бигменами (часто между сыновьями одного отца) и связанная с этим сегментация кланов делали такие родственные группы нестабильными.

Но если бигменом в принципе мог стать любой, то вождем мог стать только человек, принадлежавший к определенному узкому кругу, вхождение в который определялось происхождением. Только наследственная передача власти вождя могла обеспечить надежную передчу опыта руководства в бесписьменном обществе и гарантировала, что новый носитель власти будет наделен харизмой. Наследственное лидерство было известно уже на стадии раннепервобытной общины, но скорее как исключение. Затем наследование власти стало правилом.

Сначала ни бигмены, ни вожди не эксплуатировали соплеменников. Но затем они начали использовать свой статус для собственного обогащения. Таких вождей в литературе обычно называют родоплеменной знатью или родоплеменнойаристократией. Власть вождей была особенно велика тогда, когда они одновременно были военными и (или) религиозными лидерами (жрецами). В первом случае в их распоряжении были военные дружины, во втором — религия как средство идеологического и психологического воздействия. Военные предводители могли происходить из среды как родоплеменной знати, так и прославленных воинов-простолюдинов. С увеличением частоты войн в период разложения родового строя военные предводители нередко оттесняли на задний план или совсем вытесняли других лидеров.

Реже общины возглавляли жрецы, но зато очень часто вожди присваивали себе также и религиозные функции, тем самым освящая, сакрализуя свою власть. Во многих обществах считалось, что вожди обладают сверхъестественной благодатью и являются связующим звеном между высшими силами и простым народом.

Сначала вожди возглавляли лишь одну общину, но затем появились вожди, возглавлявшие вождества, объединявшие несколько общин. Власть в вождестве могла быть как аристократической, так и военной; часто она была сакрализована (так называемые сакральные вожди и вождества).

Вождество – форма племенной организации в эпоху разложения первобытнообщинного строя. Управление племенем или союзом племен в вождестве осуществляется родоплеменной или военной верхушкой во главе с наследственными вождями.

Военная демократия – термин, введенный Л. Г. Морганом для обозначения власти военных вождей при сохранении остатков первобытного коллективизма и демократии на стадии разложения первобытнообщинного строя (напр., общество греков гомеровской эпохи). В современной науке понятию военная демократия близко понятие вождество. Военная демократия является заключительным этапом разложения первобытного общества. Археологически она соответствует ранней поре металлов (бронза, раннее железо), внедрение которых повлекло за собой широкое развитие плужного земледелия, скотоводства, ремесла, обмена, а вместе с тем появление избыточного продукта, частной собственности и патриарх. рабства. В этих условиях одним из крупных факторов начавшегося процесса классообразования и становления отделенной от народа государственной власти явились войны в целях захвата чужих богатств и рабов, обогащавшие и усиливавшие военных предводителей и дружинников. Опираясь на последних, военачальники, в особенности вожди повсеместно возникавших в это время союзов племен, постепенно захватывали власть в еще сохранявшихся органах первобытной демократии - родоплеменных советах. Значение народных собраний падало, а родоплеменные советы превращались в органы военной демократии.