Новое на сайте

Популярное

Александр Торопцев. Лесков и Ницше (Книга) - Глава VI. Загадка для мудрейших

E-mail Печать PDF
Оценка пользователей: / 7
ПлохоОтлично 
Оглавление
Александр Торопцев. Лесков и Ницше (Книга)
Глава I. Общие рассуждения
Глава II. Ницше и его Заратустра
Глава III. Лесков и Голован
Глава IV. Социальное в творчестве Лескова и Ницше
Глава V. Религия. Лесков и Ницше
Глава VI. Загадка для мудрейших
Глава VII. Мыслители прошлого о творчестве и творческом диполе
Глава VIII. Краткая хронология жизни и работы Н. С. Лескова и Ф. Ницше
Все страницы

 

Глава VI. Загадка для мудрейших

 

Как Бог писал Тору

Всесильный велик еще и тем, что, сотворив мир, Он передал людям Слово о том, как Он творил мир, и в этом Слове, в частности, Бог изложил основополагающие идеи теории творческого процесса. А значит, любому человеку, одаренному тем или иным талантом, пытающемуся свой талант реализовать в искусстве, либо в науке, либо в любой другой сфере деятельности, необходимо осмыслить Священное писание с точки зрения теории и практики творчества.

В работе «Лесков и Ницше» мы не можем заниматься столь объемной работой и лишь вспомним, с чего начиналась Книга Книг.

 

Что было в начале?

 

Книга Брейшит, первая книга Пятикнижия Моисея, начинается со слов:

«В начале сотворения Всесильным неба и земли, когда земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою, сказал Всесильный: «Да будет свет» и стал свет, и увидел Всесильный, что он хорош, и отделил Всесильный свет от тьмы, и назвал Всесильный свет днем, а тьму назвал ночью, и был вечер, и было утро: день один». (Пятикнижие и Гафтарот. Ивритский текст с русским переводом и классическим комментарием «Сочино». М., 1999, Иерусалим, 5759. «Гешарим». С. 1-2).

Книга «Бытие» начинается так:

  1. В начале сотворил Бог небо и землю.
  2. Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
  3. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
  4. И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
  5. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». (Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. С иллюстрациями. Издание преемников А. П. Лопухина. Петербург. 1904-1913. 1. Бытие – Притчи Соломона. С. 3-5).

Обратим внимание читателя на следующую логическую цепочку. Господь Бог сначала сказал: «Да будет свет», затем увидел Он, что свет (результат Его труда) хорош, и только после этого Бог отделил свет от тьмы и «назвал свет днем». А это значит, что Бог сомневался! Если бы Он не был, несмотря на свою всесильность, сомневающимся, то Он сразу же сказал бы: «Да будет свет, который хорош, который Я отделяю от тьмы и называю днем». Мы не потехи ради привели в первом случае дан перевод Священного писания современных израильских ученых непосредственно с иврита, во втором – более ранний перевод русских специалистов с Септуагинты, то есть с древнегреческого языка. Нам важно, что и в том, и в другом случаях есть фраза «и увидел Всесильный, что он хорош», которая убеждает, во всяком случае,  автора данных строк в том, что Бог есть Творец сомневающийся.

Даже Бог!

А значит, и все люди, сотворенные Им по образцу и подобию Своему, просто обязаны быть сомневающимися, особенно те люди, кого Бог одарил талантом, в нашем случае – писательским талантом. Написал, например, рассказ, или стих, или философское произведение, сотворил свой маленький мир, а затем посмотри на него, убедись в том, что он действительно хорош, а уж затем называй его по достоинствам его: произведением либо зря исписанным листом бумаги, которому одна дорога – в огонь. Так поступал даже сам Бог, Всесильный и Всемогущий в Пространстве и во Времени! Так Он сотворил мир!

На наш взгляд, подобный подход к делу является, если так можно сказать, ядро образующим, формирующим творческое кредо любого талантливого человека. Это – главное в творческом процессе. Без этого невозможно создать сколько-нибудь значимое произведение в любой сфере деятельности, в том числе и в литературе…

 

Яйцо или курица?

Не так уж и просто разобраться в том, что же было в начале: некий теоретический посыл,  либо эмоциональный взрыв, либо банальная необходимость, давшие человеку определяющие идеи  творческого процесса, а затем само сочинительство, либо сначала было дело, а уж потом слово о нем, то есть сначала было сочинено первое художественное произведение, а затем люди стали анализировать его, вырабатывать каноны, то есть создавать науку о литературном творчестве…

Искушенные в эмпиризме люди могут возразить: «Чепуху Вы городите! История Мировой цивилизации во всех ее составляющих убедительно доказывает, что в начале было дело, а уж потом его осмысление, теоретизирование, то есть болтология. Теоретизировать можно только в том случае, если есть опыт».

С этим возражением очень сложно не согласиться. В конце концов, мы пишем данную работу только потому, что в начале было дело, то есть творческий опыт Лескова и Ницше.

Но в самом начале, в начале начал, когда «земля была пуста и нестройна, и тьма над бездною, а дух Всесильного парил над водою», опыта-то никакого не было! Более того, до этого начала начал была вечность, вечная бесконечность, был только Бог, которому (да простят меня люди, глубоко и истинно верующие!) обиталось в этой бесконечной вечности до какого-то момента хорошо, коль скоро Он не решался сотворить мир. И вдруг Ему захотелось заняться творчеством, и Он, творя мир, стал действовать, хоть и эмпирическим путем, хоть и постоянно сомневаясь (словосочетание «и увидел Всесильный, что он хорош, и…» довольно часто повторяется в описании Сотворении мира), безукоризненно логично. Логика Сотворения мира проявляется в том, что все последующие акты творения невозможны без предыдущих актов творения. Предыдущее для последующего. Рождение человека является апофеозом творения Всесильного. Все предыдущие творения – для человека.

О Боге и о Сотворении мира можно было бы не говорить в контексте данной темы, если бы не одно важное, уже заявленное нами качество Бога-Творца – его сомневаемости! Зная, что Он все знает наперед, Бог, тем не менее, сомневается, проверяет свое творение, хорошо ли оно.

Вот загадка Бога!

Зная, что все будет хорошо, испытав некое самовоздействие, о котором почему-то ничего не говорится в Священном писании, Бог сотворил по строго логичной схеме мир, при этом сомневаясь после каждого акта творения.

Какое же самовоздействие испытал Бог?

Теоретический посыл?

Эмоциональный взрыв?

А может быть, усталость от вечной бесконечности, бесконечно равнодушной?

Или угрызения совести от бездеятельности?

А может быть, скука раззадорила Его?

Почему Бог сотворил мир, проявив при этом Божественную логику, Божественную смелость, интуицию?

 

Интуиция

 

Впрочем, по отношению к Богу слово интуиция применять вряд ли возможно по причине все той же бесконечности Всесильного во всех измерениях.

Человек получил от Создателя право на интуицию потому, что, имея слишком уж ограниченные возможности в пространственно-временном поле, он, человек, тем не менее, является по задумке Творца Его образцом и подобием, Его крохотной, хоть и не бесконечно малой частицей.

Интуиция – самый главный дар человеку от Бога.

Интуиция сделала человека существом социальным.

Интуиция, как доминантная составляющая человеческой множественной субстанции, ведает всеми главными его делами и творениями.

Человек влюбляется интуитивно.

Познает мир, используя интуицию.

Создает гениальные произведения интуитивно.

Причиной интуиции является Бог.

А значит, причиной любого созданного человеком произведения является Бог. Но коль скоро, мы не можем ответить на вопрос, почему Бог сотворил мир, то, строго говоря, мы не можем дать всеобъемлющий ответ на вопрос, что же является причиной интуиции человека, то есть причиной причин. А без этого нельзя с математической точностью ответить на вопрос, что же первично в творчестве: теория или практика.

Звучит несколько странно для человека. Но для Бога, не открывающего людям тайну Сотворения мира, странного не существует…

 

Евангелие от Иоанна

 

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

2.  Оно было в начале у Бога:

3.  все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть.

4.  В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.

5.  И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.

6.  Был человек, посланный от Бога, имя ему Иоанн;

7.  Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него;

8.  он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете.

9.  Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.

10. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал;

11. пришел ко своим, и свои Его не приняли;

12. а тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,

13. которые не от крови, не от хотения плоти, ни хотения мужа, но от Бога родились.

14. И Слово стало плотию, и обитали с нами, полное благодати и истине; и мы видели славу Его, славу, как Единороднаго от отца». (Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа и Псалтирь. В русском переводе. СПб. Синодальная типография, 1890. С. 295)».

 

Так начинается Евангелие от Иоанна. И здесь нет даже попытки разобраться в вопросе, волнующем нас: что же является первопричиной Сотворения мира, на что же люди, решившие разобраться в причинно-следственных нитях теории и практики творчества, должны и могут опираться. Все авторы книг Священного писания опирались – и это правильно – на Бога, как на причину причин, как на начало начал. Бог абсолютно добр и мудр. И доброта Его, и мудрость Его Сотворила мир и человека в мире, человека, который, получив от Всевышнего интуицию, как первопричину всего человеческого, в том числе и первопричину его, человека, тяготения к творчеству, должен исходить в своем осмыслении творчества и жизни в целом, как Божественную эманацию, причиной которой является Бог.

И все. И вся теория творчества заложена в этой Божественной истине. А значит, любому писателю, мыслителю нужно, исследуя проблемы теории и практики творчества, быть к ближе к Богу, к его эманирующей добро и мудрость сути. А значит… нужно забросить все попытки разобраться в первопричинах творчества и пойти к Богу, то есть к тем авторам Священного писания, творчество которых (от Моисея к Пророкам и дальше к авторам евангелий), по общепринятым мнениям, явилось актом передачи идей и мыслей от Бога через авторов к людям.

Читайте книги Священного писания и радуйтесь, о люди, творчески одаренные и неспокойные в своей одаренности, в своих желаниях … пробраться в тайники первопричин! Казалось бы так!

 

Загадка для мудрейших

 

Но почему же даже мудрейшие из мудрейших не довольствовались этим, искали и ищут тайны творчества, почему же они не могут радоваться самому процессу творчества, почему почти (почти!) все мастера искусств, особенно писатели и философы, уделяли и уделяют этой проблеме так много энергии и времени?

Почему они несколько тысячелетий кряду пишут трактаты о творчестве, либо наполняют свои произведения мыслями о творчестве, пытаясь при этом убедить читателей в правоте собственных взглядов на проблемы творчества?

Почему так происходит?

Потому что дарованная человеку в дар от Бога интуиция не дает ему покоя. Интуиция – это связь ограниченного в своих возможностях существа разумного с вечностью во всех ее измерениях. Это причина постоянного, вечного неудовольствия своими знаниями. Это – «человеческое, слишком человеческое», «человечкина душа».

Есть и еще одна причина этого явления: Богом дарованная людям тяга к педагогической деятельности. Человеку свойственно быть учителем. У творчески одаренного человека это качество развито очень хорошо, иной раз даже гипертрофированно хорошо со всеми вытекающими отсюда последствиями. Человек не может не учить человека.

Чтобы обосновать это утверждения, мы вынуждены совершить путешествие в Древний мир и напомнить читателям некоторые мысли древних мыслителей о волнующей нас проблеме.

 

Творческий диполь: Учитель - Ученик

Конечно же, читая то или иное высказывание, нужно знать место и время, в котором жил и творил автор данного высказывания. Я часто повторяю мысль древних китайцев: «Земля – корень всех существ, прекрасных и безобразных…», добавляя при этом, что и Время – корень всех существ. Земля и Время – это не внешние раздражители, как считают многие, быстрые на слово, любители поговорить. Это субстанции, насквозь пронизывающие своими токами человека, и общество, и государство, и тем самым оказывающие доминантное влияние на формирование прекрасных и безобразных существ. Доминантное.

В мыслях о творчестве и о творческом диполе «Учитель – Ученик» мыслители прошлого очень мало внимания уделяли поиску первопричины Сотворения мира. Складывается такое впечатление, что они знали эту первопричину, либо считали ее не столь значительной для пространственно-временного интервала, в котором их посеяла судьба.

А вдруг они действительно знали причину причин? Это – не праздный вопрос. В наши дни появилось много мудрых людей (и автор данных строк принадлежит к ним), которые упрямо повторяют, что древние люди были мудрее, что человек, и ум его, и личностные качества его мельчают. Не сегодня и не вчера появилась эта убийственная для оптимистов мысль, и над ней тоже надо думать, хотя бы потому, что быть может именно она может стать тем самым мостиком от причин к причинам причин…